Автобус в Екатеринбурге. Особенности российского автобусного рынка

На заседании Городской думы в 1907 году решали, не нарушит ли тишину машина – первый в Екатеринбурге автомобиль. А уже 18 лет спустя, гужевую повозку, для всех желающих сменил иностранный “Форд”. В городе появилось пять 12-местных автобусов. Правда, тут же встал вопрос о нехватке мест. И тогда на смену “Фордам” пришли английские “Лейланды”. Это тот самый автобус, который заменил “фордики” – именно с этих автобусов начиналось движение в Москве, Ленинграде и других крупных городах. Пассажиров ссаживали, когда проезжали сложный участок и снова продолжали движение.

В 30-х годах начали строить свои заводы в Москве, Ярославле и Нижнем Новгороде. Первыми советскими автобусами были ЗИС-8 и ЗИС-16.

Первые автобусы в Екатеринбурге ездили всего по трём маршрутам: “Вокзал – улица Фрунзе”, “ВИЗ – Шарташ” и “Вокзал – улица Восточная”. Деньги платили в зависимости от расстояния: 2 версты – 10 копеек. Кондукторами вначале работали только мужчины, и лишь потом на смену им пришли женщины, а еще позже, в 1968 году, и кассы-полуавтоматы. В 50-е годы разработка и производство микроавтобусов получило развитие по всему миру. На дорогах нашего города появляется легендарный РАФ (RAF, Rigas Autobusu Fabrika), выпускаемый в Латвии вплоть до развала Союза. В 1994 году на смену РАФику пришла ГАЗель — знаменитый микроавтобус, в различных модификациях — от пассажирского до грузового — захвативший к сегодняшнему дню более 50% малых городских перевозок в России.

С 60–х по 80 е годы одним из основных поставщиков автобусов в период СССР была Венгрия (ИКАРУС), которая согласно планам СЭВ развивала производство этого вида транспорта.
Угловатые венгерские автобусы, извергая клубы чёрного дыма, до сих пор бороздят улицы российских городов. Но с распадом СЭВ, Венгрия, став совершенно независимым государством, ушла вместе со всеми производственными мощностями.

А так как развитию производства автобусного транспорта в СССР не уделялось достаточного внимания, и большая часть имевшихся на территории бывшего СССР заводов по производству пассажирских автобусов после распада СССР остались на территории бывших союзных республик, то собственный рынок автобусов для аренды оказался пустынным.

Любая проблема разрешима. Рынок автобусов был заполнен за счет за счет импорта старых (свыше 7 лет) автобусов европейского производства, но в 2003 году был введен запрет на импорт этих автобусов. На российском рынке снова образовалась пустота. Если в течение 2002 года на территорию России было ввезено 7291 пассажирских автобусов, то после введения запрета за 2003 год – всего 1452 (данные Таможенного Комитета России).

На сегодняшний день российские города забиты старой техникой, в виду того, что для российских перевозчиков приобретение новых европейских автобусов слишком дорогое удовольствие. Современный рынок автобусов можно разбить на несколько категорий в зависимости от страны -производителя, «начинки», пробега и соответственно стоимости машины.

Первая ценовая категория – новые европейские автобусы, начиненные электроникой, опциями или автобусы повышенной комфортности.

Купить такой автобус можно за 250-300 тысяч евро, плюс необходимо учитывать, что его еще придется восстанавливать и обслуживать вместе со всей его электронной начинкой. Вторая категория – побегавшие по дорогам Европы автобусы, более старые и потрепанные. Они предлагаются двух типов – со сроком эксплуатации больше 7-ми лет – совсем старые. Их можно приобрести дешевле – за 50-70 тыс. евро. И есть прослужившие до 7-ми лет – не совсем старые. Но цены на них вплотную приближаются к цифре в 150 тыс. евро. Третья категория – отечественные новые – так же от 150 тыс евро. Про плюсы и минусы техники отечественного автопрома тема не этой статьи, поэтому уж лучше старенькая, но проверенная европейская техника. Четвертая категория – автобусы юго-восточного производства Daewoo или Hyndai, подержанные, с возрастом от 3 до 7-ми лет стоят около 100 тыс. долларов. Хотя их пока маловато на российском рынке.

И пятая категория туристических автобусов для аренды, которая заполняет разрыв в 100 тысяч евро между новыми и старыми машинами – недорогие новые комфортабельные автобусы азиатских производителей (Китай, Корея). Сейчас этот сегмент рынка постепенно заполняют автобусы компаний «Yutong» (ЮТОНГ) и «MUDAN (MD) Automobile Shares Co., Ltd. (Аполло Мудан).